контрольно-надзорная деятельность

назад

Риск-ориентированный подход меняет систему госконтроля

Риск-ориентированный подход меняет систему госконтроля

С 1 января 2018 года при плановых проверках бизнеса будет применяться риск-ориентированный подход. Это является одним из ключевых изменений в работе контрольно-надзорных органов в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход предполагает, что контрольно-надзорная деятельность должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.

Ведь различные предприятия одной направленности далеко не одинаковы по уровню потенциальной опасности. Большинство предпринимателей принадлежит к низкой категории риска, поскольку их деятельность не несёт серьёзной угрозы здоровью и имуществу граждан. Например, Роструд полностью исключил малое предпринимательство из категорий среднего и высокого риска.

Традиционный подход к проверкам не учитывает этой разницы и старается с одинаковой тщательностью проверить каждый подконтрольный субъект. Но поскольку ресурсы ограничены, их хватает лишь на одинаково поверхностный взгляд. Риск-ориентированный подход позволяет сфокусировать возможности контроля там, где это наиболее необходимо.

«Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам», — говорит министр Михаил Абызов, курирующий реформу контроля и надзора.

Это не означает, что государство пускает на самотёк всё, что попадает в нижние категории. Однако вместо политики «надзирать и наказывать» к ним будут применяться иные меры, выраженные в партнёрском отношении к бизнесу. Так, например, реформа контроля предполагает активную профилактическую работу, и чем выше уровень риска, тем более интенсивной и адресной она должна быть.

При этом в отношении подконтрольных субъектов с низким уровнем риска профилактические мероприятия могут осуществляться с большей периодичностью и заменять собой плановые проверки, вплоть до их полной отмены. Таким образом, малый бизнес получает в лице государства помощника, указывающего на недостатки, но сам уровень безопасности не страдает из-за отсутствия проверок.

Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик уверен в эффективности подхода: «Безусловно, разделение бизнеса по уровню опасности с соответствующим перераспределением внимания проверяющих органов - это плюс. Причем положительный эффект будет ощутим не только для предпринимателей, но и для самих контролеров. Во-первых, органы проверки смогут оптимизировать свои трудовые и финансовые ресурсы. Во-вторых, эффективность проверок должна вырасти».

Ориентация на недопущение ущерба закладывает и иную мотивацию деятельности контрольно-надзорных органов: их действия должны быть направлены на снижение фактического риска, связанного с нарушениями обязательных требований. Таким образом, чем больше ущерба не допустили контрольные ведомства, тем лучше оценивается их работа. А значит, они сами заинтересованы активней проверять субъекты, несущие реальные риски.

Особенностью системы управления рисками является её динамичность. Контрольно-надзорные органы не относят бизнес к определённому уровню риска раз и навсегда, опираясь на неизменные показатели. Напротив, каждый надзорный орган проводит регулярную реклассификацию субъектов, опираясь на данные прошлых проверок и иную поступившую информацию. Добросовестный предприниматель имеет возможность снизить категорию риска своего дела, а провалившие проверки, напротив, станут предметом более пристального внимания.

Риск-ориентированный подход также развивает межведомственное взаимодействие. Примером может служить Федеральная таможенная служба, которая использует в анализе рисков данные, полученные от Федеральной налоговой службы.

Итогом введения этой системы должно стать значительное повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. Надзор научится распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес получит значительное снижение административной нагрузки.

назад