контрольно-надзорная деятельность

назад

«Задача реформы – улучшать ситуацию, а не статистику» – эксперты

«Задача реформы – улучшать ситуацию, а не статистику» – эксперты

Проблемы учета целевых показателей приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», представляющих собой статистические данные, обсудили с представителями Росстата на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Участники обсуждения сосредоточились на проблемах измерения показателей, строящихся на статистических данных. Основные проблемы, на которые указали представители Росстата, делятся на методологические и содержательные.

С точки зрения методологии было отмечено, что в большинстве показателей результативности реформы предлагается использовать абсолютные значения, что является некорректным, так как не позволяет учитывать изменения в структуре населения (численность, половозрастное соотношение).

Вторая методологическая проблема - это наличие разнородных индикаторов даже по одному виду надзора, что не позволяет сводить результаты измерений к единому показателю по контрольно-надзорному ведомству.

Помимо методологических проблем эксперты указали на проблемы содержательного характера.

В частности, было указано на то, что показатели выходят за рамки ответственности одного ведомства, а в ряде случаев пересекаются. Например, смертность на производстве учитывается и в статистике Ростехнадзора, и в статистике Роструда. Кроме того, на такие показатели как смертность и ущерб здоровью могут влиять и другие факторы, в результате динамика этих показателей будет зависеть не только от деятельности контрольно-надзорных органов, а значит, не позволит оценить эффективность их работы.

Вторая проблема - это искусственное улучшение статистических индикаторов на местах для получения лучших показателей в отчетности. Например, медицинские учреждения часто выписывают пациентов в терминальной стадии для занижения статистики по смертности в медицинском учреждении.

Кроме того, статистика ведомств часто расходится с данными Росстата. Это происходит из-за разных критериев учета. Однако для измерения эффективность деятельности КНО рекомендуется использовать данные Росстата как более объективные.

«Цель работы контрольно-надзорных органов - найти возможность улучшать ситуацию, а не статистику», - подчеркнула Заведующая отделением статистики здоровья населения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава РФ Алла Иванова.

В ответ на выявленные проблемы эксперты Росстата вынесли ряд рекомендаций по корректированию работы со статистическими показателями. В частности участникам реформы рекомендовано в будущем сформировать интегрированные показатели. Это можно будет реализовать на базе информационных систем, внедряемых в контрольно-надзорных органах, в которые будут вноситься как данные Росстата, так и собственные показатели. В качестве дополнительного показателя было предложено ввести учет обстоятельств смерти (в части измерения показателя смертности), поскольку этот показатель позволит контрольно-надзорным органам получать информацию, позволяющую корректировать непосредственно их работу.

Указанные предложения по серьезным изменениям в механизмах измерения статистических данных могут стать основой для внесения изменений в ведомственные паспорта проектов в 2018 году.

Напомним, целевыми показателями реформы являются снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека) на 50%, Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 30%, Снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность на 50% и Повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций на 200%

назад